От футбольной дипломатии к коридорам: стратегическая линия Никола Пашиняна без смены курса Сержа Саргсяна
Подобно тому как распад СССР начался в 1985 году с горбачёвских реформ, хотя формально датируется 1991 годом, так и процесс тюркиизации Армении стартовал с 2008 года.
Вы не сможете найти ни одного элемента внутренней или внешней повестки, сформированной Николом Пашиняном, который не был бы обусловлен решениями, принятыми в период правления Сержа Саргсяна.
Уже восемь лет прошло со времени постановочной революции, однако с нашего общего попустительства и из-за слабой работы скрытые клиенты Сержа Саргсяна и его открытые сторонники дерзко заявляют, что в 2018 году в Армении произошла цветная революция.
Это не несло бы столь серьёзной опасности, если бы страна не стояла перед экзистенциальной угрозой. Именно поэтому мы обязаны предметно обсуждать фальшивый характер этой «революции», чтобы не позволить Сержу Саргсяну и его клиентеле выступать с позиций оппозиции, предотвратить их подрывную деятельность и накануне выборов пресечь попытки вывести в поле силы-распылители голосов, единственной целью которых является воспроизводство Никола.
Обсуждать спустя восемь лет, что революция была фиктивной, как бы странно это ни звучало, — первоочередная задача. В противном случае Сержу удастся, в зависимости от явки, распылить 4–7% голосов, что может оказаться решающим на предстоящих выборах.
Обычно революции имеют цивилизационный и геополитический подтекст, а в постсоветских странах их цивилизационный и геополитический стержень — это вестернизация государства и обнуление роли России. Применительно к армянской реальности можно утверждать, что в 2018 году не было ни необходимости в цивилизационном переломе, ни задачи обнуления роли России, поскольку то, что сегодня делает действующая власть, в сущности делал и Серж Саргсян — с тактическими различиями. Следовательно, разговоры о том, что в 2018 году произошла цветная революция, несерьёзны.
Кроме того, после прихода Никола представители прежнего режима не понесли ответственности — это бесспорный факт; более того, в ряде случаев произошло лишь перераспределение позиций.
Лица, напрямую связанные с Сержем Саргсяном, продолжают занимать высокие должности — это также факт: начиная с сына владельца «Джермук Груп» и заканчивая Анной Вардапетян, которая, совмещая должность, вместе с Микаелом Минасяном занимается незаконным экспортом табачной продукции, о чём будет сказано отдельно.
Если в Армении и была цветная революция, то она произошла нетрадиционным способом — в 2008 году, когда Серж Саргсян, позиционировавший себя продолжателем «кочаряновской» Армении, пришёл к власти. Однако вскоре он развернул политику на 180 градусов — начиная с «футбольной дипломатии», которая фактически дала Турции возможность нейтрализовать вопрос признания Геноцида армян как одно из препятствий на пути её вступления в ЕС (в тот период ЕС называл вопрос геноцида одной из причин отказа в членстве), и заканчивая программой превращения Армении в транзитный узел в логике коридоров «Север–Юг» и «Восток–Запад», что также закреплено в статье 38 CEPA.
СТАТЬЯ 38
- Сотрудничество должно быть также направлено на улучшение передвижения пассажиров и товаров, увеличивая непрерывность транспортных потоков между Республикой Армения, Европейским союзом и третьими странами региона, содействуя трансграничной мобильности и наличию открытых границ путём устранения административных, технических и иных препятствий, расширяя эксплуатацию существующих транспортных сетей и развивая инфраструктуру, в частности в основных сетях, соединяющих Стороны.
- Сотрудничество должно включать действия по содействию пересечению границ с учётом особенностей стран, не имеющих выхода к морю, как это указано в соответствующих международных документах.
- Сотрудничество должно включать обмен информацией и совместную деятельность на региональном уровне, в частности с учётом прогресса, достигнутого в рамках таких мер регионального транспортного сотрудничества, как транспортный коридор Европа–Кавказ–Азия.


