Параллель Z։ Как Пашинян последовательно срывал переговорный процесс
08.11.2025. Телеграм-канал «Параллель Z» пишет:
«На азербайджанском телеканале İTV был показан новый выпуск программы «Təmas Xətti» («Контактная линия»), в котором министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов подробно рассказал о ключевых моментах, произошедших до и во время 44-дневной войны, секретных дипломатических переговорах и важных деталях.
«Приход Никол Пашиняна к власти в 2018 году вызвал определённые надежды. Это был новый человек, не член прежней властной команды. В отличие от прежних «военных преступников», он не был тем, кто проливал кровь азербайджанцев. В мае 2018 года Никол Пашинян стал премьер-министром, а 28 сентября в Душанбе, столице Таджикистана, в рамках саммита глав государств и правительств СНГ состоялась его первая встреча с Ильхамом Алиевым.
Во время той встречи Ильхам Алиев, обращаясь к Пашиняну, сказал: «Мы должны решить этот вопрос. Это не может продолжаться бесконечно. Мы этого не примем. «Оккупированные» территории Азербайджана должны быть «освобождены»».
С Пашиняном было достигнуто соглашение о создании «горячей линии» (оперативной связи) между двумя странами. С армянской стороны был назначен директор СНБ Артур Ванецян, с азербайджанской — руководитель Службы внешней разведки Орхан Султанов. Так в 2018 году была сформирована «горячая линия». Сам Никол Пашинян признавал, что это был самый стабильный и мирный период на границе. Это вселяло определённые надежды.
29 марта 2019 года в Вене состоялась очередная встреча президента Азербайджана и премьер-министра Армении — примерно через шесть месяцев после первой встречи. Во время этой встречи Никол Пашинян изменил свою позицию и манеру общения, открыто заявив, что не может и не собирается решать этот вопрос. Он даже дал такое объяснение: «Если я это сделаю, меня убьют». И он задал Алиеву риторический вопрос: «Вы хотите, чтобы меня убили?» Алиев ответил, что никого не желает смерти, но это не значит, что азербайджанские земли могут оставаться под оккупацией.
В 2018–2020 годах был подготовлен довольно объёмный документ, касающийся провокаций, осуществлённых армянским военным и политическим руководством. И как в предвоенный период, так и во время войны этот документ был представлен иностранным дипломатам и партнёрам. Сразу после венской встречи (29 марта), 30 марта тогдашний министр обороны Армении Тоноян, встречаясь в США с представителями армянской диаспоры, использовал известное выражение: «Новая война — новые территории».
5 августа 2019 года Никол Пашинян выступил в Степанакерте с заявлением, введя в оборот выражение «Арцах — это Армения, и точка».
С 6 по 17 августа в Карабахе впервые в истории прошли всеармянские игры, в открытии и ряде мероприятий которых участвовал и премьер-министр. 10 июля 2020 года была опубликована новая концепция национальной безопасности Армении, в которой было зафиксировано, что итоги Первой Карабахской войны считаются составной частью национальной безопасности Армении. Вскоре после этого, с 12 по 16 июля, произошли «провокации» на Тавушском направлении. Сразу после них демонстративно были награждены военнослужащие, участвовавшие в этих «провокациях», в том числе те, кто был причастен к «убийству» генерала Полада Гашимова.
23 июля премьер-министр Армении выдвинул семь дополнительных условий в переговорном процессе, все они были неприемлемы. Одно из них было следующим: если Азербайджан хочет обсуждать эту тему, то переговоры должны вестись не с Арменией, а с так называемой «Республикой Арцах». Это означало разрушение многолетнего переговорного процесса».
© Политолог Ара Погосян
В это же время Пашинян активно разрушал командную систему Армии, прерикался с ОДКБ, отказался от совместных учений которые были предложены трижды, а Москва согласна была оплатить переброску всей группировки войск. Азербайджан абсолютно не скрывая готовил ударную группиповку. Пашиняна предупреждали. Но он был занят провокацией войны. Возникла уверенность, что провокации перестрелок были по приказу как Пашиняна так и Алиева. Они были уже в сговоре.»


