«Диалог экспертов» или визит предателей? Что делали армянские «представители» в Баку?

Встреча представителей гражданского общества Армении с Хикметом Гаджиевым

21 ноября 2025 года в Баку разыграли очередной циничный спектакль под благовидным названием «диалог экспертов». Это не диалог — это унизительная демонстрация покорности, оплаченная из истерзанного бюджета Армении. 17 млн 550 тыс. драмов — сумма, которая потрачена не на нужды народа, а на поездку «избранников», которые даже не скрывают, чью волю исполняют. Информация о визите представителей армянского «гражданского общества» была опубликована агентством «Sputnik Армения».

Кто они, эти «представители гражданского общества»? Борис Навасардян, Арег Кочинян, Нарек Минасян, Самвел Меликсетян, Наира Султанян… Перечислить фамилии — не значит назвать представителей народа. Эти люди — не голос Армении. Они — марионетки, призванные придать легитимность азербайджанской пропаганде.

Особенно возмутительна роль Бориса Навасардяна. Этот человек, вместо того чтобы громогласно обличать геноцидальную политику Азербайджана, предпочитает деликатно умалчивать о чудовищных фактах. В то время как азербайджанские власти устраивают судебный фарс над армянскими пленными, требуя для них от 16 до 20 лет лишения свободы, Навасардян молчит. Или, что ещё хуже, оправдывает.

Судебный процесс над армянскими пленными — не просто юридическая инсценировка. Это удар по самому существованию армянского государства и народа. Но для Навасардяна это, видимо, «корректный отказ». Именно так он охарактеризовал запрет на встречу с пленными, удерживаемыми в Баку:

Борис Навасардян

«Если такой пункт не был предложен в программе визита, значит, был отклонён. Нам предоставили повестку встречи, у нас были по ней свои комментарии, и поскольку в предложении не было пункта о встрече, хотя мы выразили такое желание, это означает корректный отказ».

«Корректный отказ»… Эти слова — плевок в душу каждого армянина. Отказ в праве увидеть своих соотечественников, томящихся в застенках, — это не «корректность». Это бесчеловечность, прикрытая дипломатическими формулировками.

Правозащитница Наира Султанян сообщает, что в ходе «обсуждений» поднимался вопрос о возможном возвращении пленных. Но что в итоге? Азербайджанские власти не дали ни конкретного ответа, ни даже списка удерживаемых. Только пустые фразы о «активном переговорном процессе» от Гаджиева.

Здесь следует отметить, что и представители «гражданского общества» и Гаджиев льют воду на мельницу Пашиняна. Ведь на звучащие вопросы в адрес правительства Армении о ее предпринимаемых шагах по освобождению пленных всегда звучит ответ в духе: «ведутся переговоры», «подробности переговоров не афишируем, чтобы не навредить процессу». Уже несколько лет власти всё «уверяют и уверяют», что прилагают усилия. Уверяют… Но где результаты? Где возвращённые пленные? Где хоть капля реального результата?

Не меньшую мерзость придаёт ситуации выступление Арега Кочиняна, который с барской небрежностью раздал ярлыки соотечественникам: несогласные с «урегулированием» — «либо иностранные агенты, либо негодяи». Это не анализ — это донос в элегантной упаковке. Для тысяч армян, переживших утрату Арцаха, такие слова звучат как предательство. Они обесценивают боль, память, надежду. И самое страшное — они финансируются из народного кармана.

Кто же здесь «негодяй»? Тот, кто не молчит? Или тот, кто за бюджетные деньги клеймит соотечественников? Кто дал Кочиняну право делить армян на «правильных» и «негодяев»? На каком основании он объявляет предателями тех, кто помнит о потерянном Арцахе? Почему за бюджетные деньги звучит риторика, разрушающая национальное единство?

Его слова — не позиция эксперта, а удар в спину тысячам семей, переживших трагедию. Это попытка задушить память под видом «прагматизма». Этот визит с точки зрения армянских интересов не имеет никакого смысла, и представляет собой ни что иное, как предательство, цинизм и лицемерие. За всем этим читается чёткий политический замысел Баку: представить Никола Пашиняна как «гаранта мира», а всех несогласных — как «предателей», способных ввергнуть страну в новую войну.

Критика депутата Ишхана Сагателяна (АРФ Дашнакцутюн) бьёт точно в цель:

  • В то время, как азербайджанские прокуроры требуют пожизненных сроков для лидеров Арцаха (Араик Арутюнян, Давид Ишханян и др.), «эксперты» чинно беседуют в Баку.
  • Делегация даже не удосужилась посетить военнопленных — это не диалог, а фарс.
  • Их миссия не укрепляет доверие, а легитимирует действия Азербайджана, включая этнические чистки.

Сагателян прав: это не шаг к миру, а встреча с агентами влияния. Эти «представители» не имеют морального права говорить от имени армянского народа.

Этот «диалог» — не более чем показная акция, призванная создать иллюзию движения вперёд. На деле же он лишь подчёркивает бессилие «представителей», которые не способны защитить интересы народа, цинизм азербайджанских властей, играющих в «переговоры», безразличие официальных лиц Армении, готовых мириться с унижением.

Данный визит — не попытка наладить диалог, а демонстрация покорности перед Баку, трата народных денег на имиджевые проекты власти, дискредитация оппозиции через риторику типа «несогласные — предатели», легитимация репрессий против лидеров Арцаха. Все это означает одно: Ильхам Алиев занялся предвыборной агитацией Никола Пашиняна. Замысел прост: С Пашиняном будет мир, а оппозиция преподносится в качестве врагов Армении, чьи реваншистские намерения приведут к войне. Вывод: кто платит, тот и заказывает музыку.

Общественный Трибунал не может молчать. Эти «эксперты» — не голос Армении, а рупор внешних сил и режима Никола Пашиняна. Их визит — плевок в лицо тем, кто потерял дома в Арцахе, потерял своих родных и близких, кто не может смирится с продолжающимся осквернением святынь армянского народа на территории Арцаха и Нахиджевана, кто ждёт возвращения пленных домой, и в конце концов – верит в справедливость. Вот именно таких людей подонки из так называемого «гражданского общества» называют предателями. Имена тех, кто в Баку клеймил собственный народ, кто стал пропагандистским рупором Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, должны остаться в истории как символ предательства.